Виды и формы аутсорсинга
Понятие «аутсорсинг» определяет процесс передачи компанией некоторой части рабочих функций сторонней организации, являющейся специалистом в требуемом направлении.
В переводе с английского термин «аутсорсинг» обозначает «внешний источник», что довольно четко определяет суть этого бизнес-процесса.
Ответ на вопрос, почему компании прибегают к аутсорсингу, очень прост: руководство не считает целесообразным тратить время и силы на организацию функционирования сопровождающих основную деятельность процессов и предпочитает перепоручить их экспертам, сконцентрировавшись на решении главных производственных задач.
Виды аутсорсинга
Способы взаимодействия зависят от вида деятельности компании. Основными видами аутсорсинга являются:
- производственный-хозяйственный – предполагает передачу части производственных функций и вопросов, связанных с их организацией, другой фирме;
- аутсорсинг бизнес-процессов – выведение на сторону таких специфических областей, как финансы и бухгалтерия, снабжение, внутренний аудит, трудовые ресурсы и т. п.;
- IT-аутсорсинг – предусматривает передачу обслуживания информационных систем в руки профессионалов, речь идет о создании ПО и сайтов, закупке и поддержании в рабочем состоянии компьютерной техники и сопутствующих услугах.
Полномочия по конкретному направлению деятельности могут передаваться как полностью, так и частично.
Формы аутсорсинга:
- полный – максимальная передача всех активов, информационных технологий, финансов и штата работников компании, принимающей на себя управление бизнесом;
- частичный – передача поставщику услуг конкретного пакета функций;
- совместный – предполагает заключение партнерского соглашения между сторонами или привлечение нескольких сторонних организаций;
- промежуточный – осуществляется с целью освободить от некоторых работ собственных специалистов, занятых в новых разработках и создании программ развития предприятия;
- трансформационный – предполагает полную реорганизацию конкретного подразделения поставщиком услуги с последующей передачей новой системы клиенту;
аутсорсинг совместных предприятий – предусматривает образование с помощью сторонней организации новой компании на базе активов и штата клиента и последующее совместное участие в разделе прибыли, полученной от деятельности вновь образованного предприятия.
Делегируя аутсорсеру процессы, которые не относятся к основному производству, руководство компании совершает взаимовыгодный обмен: платит за эффективное ведение дел без необходимости распыляться самолично, отвлекаясь от стратегических целей.
-
Основные преимущества аутсорсинга:
- Снижение затрат. Компания избавляет себя от расходов, связанных с необходимостью содержания дополнительного подразделения и штата сотрудников.
- Концентрация на основном производстве. Передав часть функций надежному аутсорсеру, можно сконцентрироваться на решении главных вопросов. Недаром одно из основных правил менеджмента гласит, что грамотное руководство – это умение эффективно делегировать полномочия.
- Аутсорсинг позволяет улучшить качество работы за счет привлечения экспертом высоких технологий.
Обратной стороной медали являются расходы, связанные с оплатой услуг аутсорсера, но они не бывают выше затрат по организации собственного подразделения, поэтому привлечение помощников экономически оправдано.
Некоторые компании опасаются передачи бизнес-процессов сторонним организациям из-за возможной утечки информации, но этот риск можно минимизировать, доверившись надежной фирме с хорошей репутацией и составив юридически правильный договор о сотрудничестве.
Аутсорсинг уверенно входит в бизнес-среду и оправдывает свое существование. Недаром к нему прибегают даже такие компании-гиганты, как Ford, ИКЕА, Kodak, Microsoft.